Страница обновлена 09.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД № 116

Страница обновлена 09.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД № 116

Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Но, независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого в нашем детском саду существует специализированная группа для детей с ОВЗ.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только наше мнение, так считают многие специалисты.

Создавая условия инклюзивного образования в детском саду для детей с ОВЗ, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Такой подход к воспитанию и обучению дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

Документы, регламентирующие инклюзивное образование в дошкольном учреждении:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2015 № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (смотреть).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" (смотреть).
  • Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск от 20.02.2016 № 053-01-03/49 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования" (смотреть).
  • Приказ муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 116 от 20.02.2016 № 02-05/23 "О реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного учреждения для лиц с ограниченными физическими возможностями" (смотреть).
  • Паспорт доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения детского сада № 116 (смотреть).
  • Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 116 (смотреть).

В нашем детском саду созданы условия для работы с детьми ОВЗ. Образовательный процесс выстроен таким образом, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды включены в него и обучаются совместно с другими детьми. Отдельно имеется группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (логопедическая группа), которую  посещают 15 детей 4 — 7(8) лет с проблемами речевого развития. Корекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности осуществляется по  Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (краткая презентация АОП ДО)  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 116, разработанной в соответствии  с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.  

Оборудован логопедический кабинет, оснащенный зеркалом настенным  (50х100 см) с лампой дополнительного освещения, зеркалами для индивидуальной работы (10 шт.),  магнитной доской, игрушками. Имеются пособия для организации диагностических обследований, методическая литература, разнообразный дидактический материал. В кабинете педагога-психолога имеются диагностические и коррекционно-развивающие программамы и методики, дидактические материалы, инструменты для развития тактильных ощущений, игры и пособия для развития сенсорики и мелкой моторики детей, дидактические материалы, коррекционно-педагогическая литература, учебно-методические пособия, игрушки,  аудиоаппаратура, музыкальные записи релаксационной направленности.

Специальными условиями получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи можно считать создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), разрабатываемых образовательной организацией; реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательных организаций при реализации Программы; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с логопедом (не реже 2х раз в неделю) и психологом; обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи.

С детьми с ОВЗ работают специалисты: воспитатели Московская Екатерина Юрьевна и Щербакова Елена Владимировна, педагоги высшей квалификационной категории, учитель-логопед Кузовникова Оксана Николаевна, педагог высшей квалификационной категории, музыкальный руководитель  Смирнова Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре  Ермакова Надежда Сергеевна, педагог высшей квалификационной категории, инструктор по плаванию  Мамонова Виктория Федоровна и педагог-психолог (вакансия).

Педагоги группы коррекционной направленности активно используют в своей работе следующие современные образовательные технологии: информационные компьютерные технологии; технологию проблемного обучения; технологию развивающего обучения; технологию сотрудничества; игровые технологии; технологию дифференцированного обучения и здоровьесберегающие технологии.

Дети с ОВЗ имеют беспрепятственный доступ ко всем специализированным помещениям детского сада: музыкальный зал, физкультурный зал и спортивная площадка, плавательный бассейн, изостудия, комната безопасности жизнедеятельности, мини-музей. Таким образом, дети с ТНР могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Оборудование и персонал пищеблока детского сада обеспечивают потребность воспитанников  в четырехразовом питании (второй завтрак – фрукты, сок). Создание отдельного меню для детей с ОВЗ и детей-инвалидов не предусмотрено.

Медицинское обслуживание воспитанников с ТНР и детей-инвалидов осуществляется старшей медицинской сестрой. Медицинский персонал наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещений ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.  Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная образовательная программа.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.

Дети с ОВЗ имеют доступ к электронным образовательным ресурсам:

  • http://razigrushki.ru  "РазИгрушки" – сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.
  • http://www.baby-news.net – "Baby news" – Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
  • http://packpacku.com   детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребенка.
  • http://www.zonar.info  "Оригами – Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.
  • http://www.1umka.ru  "Умка – Детский развивающий сайт". На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!
  • http://bukashka.org  "Букашка", сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.
  • http://www.detkiuch.ru  "Обучалки и развивалки для детей" их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры …)
  • http://teramult.org.ua/   "Старые мультфильмы"
  • http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ
  • http://teremoc.ru/  Детский портал "Теремок"
  • http://pochemu4ka.ru/  Детский портал "Почемучка"
  • http://www.klepa.ru/  Детский портал "Клепа"
  • http://www.kinder.ru  Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  • http://www.solnyshko.ee  Детский портал "Солнышко".
  • http://library.thinkguest.org  Сайт об оригами для детей и родителей.
  • http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК".

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. 

Детский сад – образовательное пространство, открытое для всех!